Как проехать в “ДНР” и не “нарваться” на санкции: советы от донецкой журналистки

С конца января путь в/из “ДНР” усложнился. Теперь к проблемам проезда через Украинские КПВВ добавились новые в виде прохождения так называемых таможенных постов “ДНР”. За почти год существования украинских пунктов пропуска большинство уже приловчились к их правилам. К тому же условия прохождения четко выписаны во “Временном порядке контроля за перемещением через линию соприкосновения”, нюансы широко освещались в СМИ, также основные требования отражены на информационных щитах при въезде на КПВВ.

С новыми постами “ДНР” все сложнее. Здесь пока действует метод проб и ошибок: без разъяснений на самих “таможнях”, без освещения в СМИ, без информационных плакатов.

О том, как пересечь “таможню ДНР” и не нажить себе особых проблем пишет донецкий журналист Лариса Лесняк на 112.ua.

Тем не менее работа таможенных постов “ДНР” регламентируется рядом местных документов. Но, с одной стороны, об их существовании мало кто знает, с другой – они меняются из месяца в месяц, с третьей – не все они доступны для ознакомления.

Так, базовым нормативом выступает “Временное положение о таможенной системе ДНР” от 10.01.2015 с последующими изменениями. А 25 марта 2016 года в “республике” приняли закон “О таможенном регулировании в ДНР”, который пока не подписан и не обнародован. Известно лишь, что этот закон разработан на основе местного “временного положения” и Таможенного кодекса Таможенного союза.

аможенным направлением в “ДНР” руководит т. н. Департамент таможенного дела при “Министерстве доходов и сборов ДНР”. Поэтому именно это “министерство” издает больше всего документов по нашей теме. Например, перечень таможенных постов определяется приказом “министерства” под названием “О перемещении товаров, транспортных средств и иных предметов через таможенную границу ДНР”. Но он ежемесячно редактируется, последний вариант – от 7 апреля 2016 года, который вступил в силу 11 апреля. Но не факт, что в мае не будет издана очередная редакция этого приказа. Также по теме работы таможни “ДНР” есть постановления, приказы и распоряжения иных “республиканских” ведомств.

При желании свои жалобы и предложения по работе таможни можно направлять в “Министерство доходов и сборов ЛНР” (г. Донецк, ул. Артема, 114, (062) 301-50-88, (062) 301-50-87, dsb.mds.dnr@gmail.com), а именно:

– предложения, замечания, жалобы по вопросам, касающимся работы “Департамента таможенного дела” и его личного состава (круглосуточно): +38 (062) 301-54-17;

– консультирование по вопросам, касающимся таможенного законодательства и таможенного дела “ДНР”: +38 (062) 301-54-98;

– телефон доверия по вопросам коррупции в структурах “министерства”: MTC+38 (066) 805-66-92, местный оператор “Феникс” +38 (071) 303-32-10.

Итак, на сегодняшний день перечень таможенных постов “ДНР” включает 10 постов и 15 пунктов контроля/пропуска. Из них автомобильных постов, участвующих при движении рядовых граждан по маршруту “ДНР” – Украина и обратно, всего 4 (остальные касаются ж/д перевозок грузов, российской границы или поездок в “ЛНР”):

Как утверждают “республиканские” документы, перемещение в обход этих пунктов и уклонение от таможенного контроля влечет административную и уголовную ответственность по “законам ДНР” (об этом см. ниже). Вдобавок к указанным точкам в “ДНР” действуют еще обычные блокпосты, где также могут проверить документы и досмотреть багаж. Так, по дорожному коридору Бахмут – Горловка после последнего украинского блокпоста “Майорск” вы проедете один блокпост “ДНР”, прежде чем попадете непосредственно на ТП “Горловка”.

График работы

Что касается графика работы таможенных постов “ДНР”, то в “республиканских” документах указано лишь, что они осуществляют контроль ежедневно, без выходных и праздничных дней. Также их действие зависит от военной ситуации в районе.

Исходя из практики, понятно, что время работы привязано к графику украинских КПВВ. Так, со 2 марта все украинские контрольные пункты въезда/выезда в зоне АТО перешли на весенний режим: пропуск граждан осуществляется с 7:00 до 18:30. Соответственно, посты “ДНР” открываются примерно в 5:30 – 6:00 и работают “до последнего клиента”, прибывшего с подконтрольной территории, но не позже чем в 22:00, так как через час в “республике” начинает действовать комендантский час. Кто не успел – остается на ночевку в авто под открытым небом. Даже если вам удалось проехать, скажем, горловский пост в 22:00, то все равно вряд ли успеете добраться до того же Донецка. В таких случаях “путешественники” останавливаются на ближайшем блокпосте “ДНР”, на котором их застал комендантский час. Просто дальше вас никто не пропустит до 5 часов утра.

О том, что вы находитесь именно на таможенном посту, должна свидетельствовать зеленая табличка с надписью “Зона таможенного контроля” / “Zone of custom control”. На отдельных постах (например, на ТП “Октябрь” в направлении КПВВ “Гнутово”) они есть.

Пункты проверки расположены либо в “вагончиках”, либо (как ТП “Горловка” и ТП “Дорога 2”) в помещениях бывших автозаправок. Здесь сидят “таможенники”, которые вносят данные паспортов и документов на автомобиль в компьютерную базу: одни фиксируют выезжающих из “ДНР”, другие – въезжающих. Также документы проверяют на “благонадежность” лиц, не числятся ли они в “черных списках”.

Обязательная процедура – проверка багажа. Досмотр может быть поверхностным, но чаще всего осматривают тщательно. Плюс, согласно “Временному положению о таможенной системе ДНР”, контроль может осуществляться путем “устного опроса граждан и должностных лиц предприятий”, “личного досмотра граждан”. Личный досмотр проводится в исключительных случаях, например, если проверяющим показалось, что человек скрывает при себе запрещенные предметы. “Временное положение” гласит, что “личный досмотр осуществляется служебным лицом таможенного органа одного пола с лицом, которое проходит досмотр, в присутствии двух понятых того же пола в изолированном помещении, которое отвечает санитарно-гигиеническим требованиям. Доступ в это помещение граждан, которые не участвуют в досмотре, и возможность наблюдать за проведением личного досмотра со стороны таких граждан должны быть исключены. Обследование органов тела лица, которое досматривают, имеет право осуществлять лишь медицинский работник. По результатам личного досмотра составляется протокол”. Но так сказано в документе, а на практике можно столкнуться с чем угодно. Хотя, в принципе, личный досмотр действительно применяется в исключительных случаях, рядовым гражданам особо беспокоиться не стоит.

Из-за нехватки компьютеров, неопытности “таможенников” и детального осмотра багажа проверка на пунктах пропуска “ДНР” с учетом очереди может занять несколько часов (особенно в будние и предпраздничные дни, когда увеличивается поток желающих пересечь линию соприкосновения). Отдельным “счастливчикам” везло, и они проходили таможню максимум за полчаса без досмотра груза. Но такие случаи с учетом ужесточения правил со стороны “ДНР” все реже. Наиболее перегруженными традиционно остаются посты “ДНР” в Еленовке (“Дорога 1”) и Горловке.

Следует учитывать, что на пунктах контроля “ДНР” (как и на украинских КПВВ) существует льготная очередь, по которой могут проехать транспортные средства, среди пассажиров которых есть инвалиды, люди с острой болью, беременные женщины и маленькие дети. Правила для льготников тоже нигде не прописаны, но чаще всего эти категории пропускают по отдельной “быстрой” очереди.

В “ДНР” при провозе товаров предусмотрены таможенная пошлина и таможенный сбор (есть и акцизный сбор, но он касается комплексного ввоза табачных и алкогольных товаров, ГСМ и нефтепродуктов). Рядовым гражданам нужно иметь в виду, что при ввозе/вывозе от таможенных платежей “ДНР” освобождаются:

– товары, суммарная стоимость которых не превышает 1000 евро или общий вес которых не превышает 50 кг;

– спиртные напитки в количестве 1 л, вино – 2 л, пиво – 5 л, табачные изделия – 200 сигарет (или 200 г этих изделий), ввозимые/вывозимые в личном багаже гражданами;

– товары, временно ввозимые/вывозимые под обязательство об их обратном вывозе/ввозе;

– музыкальные инструменты при наличии одного из документов: фабричный паспорт, торговая квитанция, чек, ярлык на инструменте т. д., изготовленные после 1950 года;

– автомобили, мотоциклы, велосипеды и другие транспортные средства, не имеющие значительной исторической ценности. Под “значительной исторической ценностью транспортных средств” понимают принадлежность их выдающимся лицам, политическим деятелям, эксклюзивные модели, которые не были в серийном производстве или выпущены в малом количестве;

– ювелирные изделия личного пользования;

– произведения современного искусства, предметы народных художественных промыслов, сувениры, приобретенные в торговой сети;

– живопись, пластика малых форм, авторская графика, гобелены, изделия декоративно-прикладного искусства (из керамики, фарфора, фаянса, стекла, дерева, металла, текстиля и других материалов), созданные после 1950 года;

– отечественные и зарубежные предметы быта массового и серийного производства, созданные после 1950 года;

– произведения печати, изданные после 1945 года;

– современные предметы религиозного назначения различной конфессиональной принадлежности;

– личные награды в случае переезда граждан на постоянное место жительства в другие государства при наличии соответствующих удостоверений.

Понятное дело, через пункты “ДНР” официально запрещен провоз наркотических веществ, ядов, оружия, боеприпасов и пр. В “республиканских” нормативах не сказано, но из личного опыта все понимают об ограничениях, связанных с украинской символикой (флаги, сувенирная продукция, даже одновременный провоз краски желтого и голубого цветов и пр.). Несмотря на отсутствие в перечне, в последнее время проезжающие жалуются, что “таможенники” пристально относятся к провозу лекарств с контролируемой Украиной территории. Но если объемы не превышают разрешимого для провоза через украинские КПВВ (пяти упаковок каждого наименования на одно лицо) и есть чеки, то убедить “смотрящих” удается.

Если груз превышает 50 кг и оценивается свыше 1000 евро, то на “таможне ДНР” он считается уже не личным багажом, а товаром, перевозимым для продажи. В таком случае с частников взимается пошлина в размере 10% от общей стоимости груза. В таких случаях также при себе лучше иметь чеки о покупке, иначе “таможенники” будут устанавливать стоимость самостоятельно, и она вряд ли будет в вашу пользу.

Есть расценки и на таможенный сбор, но он больше касается коммерческих грузов и товаров, требующих декларирования. Например, сбор за таможенное оформление товаров (0,2% от стоимости товаров, но не менее эквивалента 20 евро за каждую таможенную декларацию; каждая декларация не может превышать эквивалент 3000 евро). Предусмотрены сборы за хранение товаров на складе таможни; за выполнение процедур вне мест расположения таможенных органов и пр.

При пересечении таможни “ДНР” легковым автомобилем необходимо иметь водительские права, техпаспорт и разрешительные документы на пользование авто, если вы управляете им, например, по доверенности. Единый сбор на легковое авто не взимается (в отличие от перемещения автобусов от 10 и более посадочных мест, большегрузов и пр.).

Согласно “Временному положению о таможенной системе ДНР”, иностранным гражданам (таковыми считаются все, кто не имеет прописки в “ДНР”) разрешается ввоз транспортных средств для собственных потребностей сроком до одного года. Но “транспортные средства, временно ввезенные гражданами-нерезидентами на таможенную территорию “ДНР” для собственного пользования на срок, превышающий два месяца, подлежат регистрации в органах государственной автомобильной инспекции “ДНР“. Такое оформление с учетом налогов и сборов обойдется примерно в 1100 рублей (444 грн по курсу “Центрального республиканского банка ДНР” или 390 грн по среднему коммерческому курсу банков Украины). Пока это требование сохраняется лишь на бумаге, так как автолюбители (особенно часто посещающие свободные территории Украины) не спешат “светиться” в базах “ДНР”.

Временный ввоз транспортных средств на территорию “ДНР” допускается при условии, что автомобили не будут использоваться для внутренних перевозок на территории “республики”.

Физлица (каждое лицо, независимо от возраста) за раз могут свободно ввезти в “ДНР” наличную валюту (а также дорожные чеки и ценные бумаги) в сумме, не превышающей в эквиваленте 3000 долларов США или 10000 гривен. Если сумма больше, то средства нужно декларировать на таможне (подается письменная декларация на всю сумму ввозимой наличной валюты, а также дорожных чеков, ценных бумаг).

Что касается вывоза денежных средств, то из “ДНР” нельзя просто так вывозить сумму, превышающую в эквиваленте 3000 долларов США или 10000 гривен (из расчета на каждое физическое лицо, независимо от возраста). За исключением случаев, когда эти средства были ранее ввезены в “ДНР” и задекларированы. Если все-таки необходимо вывезти более эквивалента 3000 долларов США или 10000 гривен, то нужно идти в “Центральный республиканский банк ДНР” за соответствующим письменным разрешением. По крайней мере, так гласят “Временное положение о таможенной системе ДНР”, “Правила перемещения валютных ценностей через таможенную границу ДНР” и “Порядок ввоза в ДНР и вывоза из ДНР наличной валюты Украины (гривны)”.

За нарушение таможенных правил “ДНР” предусмотрены, прежде всего, штрафы и конфискация. Приведем перечень основных возможных нарушений и ответственности за них с точки зрения нормативной базы “ДНР”:

1) нарушение режима и правил поведения на таможне, в том числе пересечение “границы” без разрешения таможенного органа. Наказание: наложение административного штрафа:

– на физических лиц от 100 до 200 грн;

– на юридических лиц от 1000 до 3000 грн;

2) перемещение предметов, документов и пр. с сокрытием от таможенного контроля (например, с использованием тайников, поддельных документов). Наказание:

– конфискация таких предметов, документов, самих тайников;

– или наложение штрафа на граждан в размере от 10 до 15% стоимости, с конфискацией упомянутых предметов, а на юридических и физических лиц-предпринимателей – от 50 до 100% стоимости этих предметов с их конфискацией либо без таковой.

3) перевозка товаров, транспортных средств именно коммерческого назначения, ввезенных в “ДНР” вне “таможни” или с сокрытием от таможенного контроля. Наказание: штраф в размере 100% стоимости этих товаров, транспортных средств или их конфискация.

4) действия, направленные на освобождение от уплаты таможенных платежей или уменьшение их размера. Наказание: штраф в размере 300% неуплаченной суммы таможенных платежей.

К ответственности за нарушение таможенных правил “ДНР” могут быть привлечены граждане, достигшие 16-летнего возраста. По каждому случаю должен быть составлен протокол.

Если человек отказывается выполнять требования “таможенников” либо оказывает сопротивление, к нему может быть применена физическая сила, спецсредства (наручники, резиновые дубинки, слезоточивые вещества, средства для принудительной остановки транспортных средств и пр.), а также административное задержание.

Административное задержание может осуществляться на срок до 3 часов для выяснения обстоятельств нарушения. Предусмотрены и более суровые сроки (до 3 суток с сообщением об этом в течение 24 часов “прокурору ДНР” и до 10 суток с санкции “прокурора ДНР”), которые применяются, если:

– лицо пыталось провезти запрещенные предметы путем сокрытия их в своем теле;

– лицо оказывает сопротивление должностным лицам таможенного органа “ДНР” в проведении ими личного досмотра;

– лицо пытается скрыться с места совершения правонарушения;

– лицо препятствует установлению его личности.

Решение об административном задержании может быть обжаловано задержанным лицом путем подачи в течение 24 часов жалобы в “Департамент таможенного дела” (контакты приведены в начале статьи).

По материалам сайта http://donbass.ua

2 идей о “Как проехать в “ДНР” и не “нарваться” на санкции: советы от донецкой журналистки

  1. sell-out.org

    Минские соглашения и переговоры Нормандской четвёрки ценны как возможность прекращения боевых действий с обеих сторон и начала политического процесса. Но нужно понимать, что начало политического диалога не означает, что стороны быстро смогут договориться о формате дальнейшего сосуществования.

  2. find-way-net

    упал снаряд. 12 погибших и 13 раненых. Страшно. Ведь именно то, что случилось, представляет каждый из нас, когда отправляется в соседние украинские города решать свои проблемы. Как бы доехать и не нарваться на мину. Не попасть под обстрел. Не угодить в танковое столкновение. И вот, подсознательные страхи обрели событийное воплощение.

Добавить комментарий для sell-out.org Отменить ответ

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *